Клуб креативного чтения «Открой свою книгу»(руководитель — учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Логинова Т.Н.)

Предназначение клуба — научить школьников трудиться, понимать, что изучение родного языка и литературы – это труд души, ума и сердца. Важнейшим элементом работы клуба является включение ученика в самостоятельное добывания знаний, с одной стороны, с другой – взаимодействие на занятии трех субъектов: ученик — учитель — художественное произведение.

Внимание школьников сосредотачивается на творчестве современных писателей, пишущих на христианские темы, например, М.Яковлева, Н.Агафонова, О.Николаевой, В.Гофмана, Н.Лосевой. Предпочтительными в работе педагога являются рефлексивные, поисковые формы работы и собственно чтение художественных текстов.

Через работу, организованную на клубных встречах, развивается умение осмысленно читать текст, интерпретировать его, формулировать свои мысли по поводу прочитанного, понимать позицию автора, формулировать свою позицию по отношению к заявленным проблемам, развивается творческое воображение, фантазия, способность воспринимать мир литературного произведения и умение осознавать значение личности писателя в эпохе.

Наиболее востребованной формой работы клуба является форма семейного чтения, когда группа учащихся совместно с педагогом читают вслух произведение, обсуждая его по ходу прочтения. На такие встречи приглашались родители и педагоги. Одним из средств многогранного проникновения в художественное произведение руководитель клуба видит попытку интерпретации текста сквозь призму христианской точки зрения.

В результате получаются весьма оригинальные рассуждения, в основе которых — духовная составляющая как свидетельство умения ребят заглянуть в себя, увидеть свои особенности. Особое внимание на занятиях уделяется осмыслению содержания текстов, проблематике произведений, их связи с современностью, чему способствуют вопросы проблемного характера.

В работе над произведениями используется такой прием работы, как ведение читательского дневника. Поисковая деятельность учащихся связана с составлением проблемных вопросов к фрагментам произведений, с самостоятельной подготовкой сообщений о жизни и творчестве писателей, с сочинениями в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д.

Учащиеся старших классов (не первого года посещения клуба) занимаются научно-исследовательской деятельностью. Преимущество отдается темам, связанным с христианским осмыслением проблем, поднимаемых авторами произведений, например, «Постижение высшей формы любви, семьи и брака в их христианском понимании» (по рассказу А.П. Чехова «О любви»), «Милосердие, сострадание, любовь к ближнему в современной литературе (на примере рассказов протоиерея Н. Агафонова, популярного православного писателя, члена Союза писателей России)».

С исследованиями члены клуба активно участвуют в районной научно-практической конференции (например, в 2012 – 2013 уч.г. подготовлены выступления по творчеству Н.Агафонова, К. Льюиса, Э.-Э. Шмитта, Артема Булгакова). Осмысление художественных текстов сподвигает учащихся к собственному или совместному с педагогом творчеству.

Поэтому одна из задач, стоящих перед руководителем клуба, — индивидуальная работа с учащимися, совершающим «пробу пера», их сопровождение и поддержка: 4 участника клуба имеют большие успехи в написании художественных произведений малых жанров, что было отмечено не только педагогами гимназии на мастер-классе участников клуба в рамках Фестиваля педагогических идей, но и красноярскими писателями, на суд которых были представлены тексты учеников (за 2010 -2011 уч.год участниками клуба написано 14 рассказов, за 2012 – 2013уч.год — 23).

В связи с этим особая задача руководителя клуба — поиск мест для издания произведений учащихся вне гимназии, более активное участие в творческих конкурсах. Участники клуба пробуют свои силы не только в чтении и интерпретации текста художественного произведения, в создании собственных сочинений, но и в популяризации лучших образцов классической и современной литературы, посещая уроки литературы,

ИЗО и МХК в 5-11 классах, родительские собрания, заседания кафедры педагогов русского языка и литературы, где кратко пересказывают прочитанные произведения, интригуя потенциального читателя, читают наизусть рассказы и миниатюры, знакомят с новинками литературы и произведениями собственного сочинения.

Участникам клуба систематически предлагаются списки литературы, распечатки аннотаций и рецензий на новые произведения для самостоятельного прочтения с возможностью последующего обсуждения. В течение года руководителем оформлялся стенд, отражавший содержание деятельности клуба и демонстрировавший работы учащихся.

Как уже было отмечено, к работе клуба привлекаются и родители, для которых участники клуба под руководством Т.Н. Логиновой проводят тематические беседы («Как читают ваши дети. Семейное чтение», «Семейные ценности»), предлагают рекомендательные списки литературы для разных возрастных групп на духовно-нравственные темы.

 

Добавить комментарий